Меню
Интересные материалы

Как лягушки на культуру повлияли

В разных культурах лягушки могли олицетворять возрождение и плодородие, а могли символизировать источник болезни и смерти. В Средневековой Европе так и вовсе лягушек воспринимали как атрибутику колдовства. Если у молодой и красивой девушки во времена инквизиции дома находили бесхвостых земноводных, её запросто могли причислить к ведьмам и сжечь на костре.

Как лягушки на культуру повлияли

Пожалуй, нет ни одного народа, который бы не использовал образы лягушек и жаб в своей культуре. Например, в Древнем Египте лягушка была символом новой жизни и изобилия, долголетия и силы. В египетской мифологии была даже богиня-лягушка Хекет, помощница рожениц и покровительница плодородия. В греко-римской традиции это животное было эмблемой Афродиты (Венеры), соединявшей в себе гармонию между влюблёнными и плодородие. У кельтов лягушка — владыка земли и сила целительных вод, а в Бирме — злой дух.

В культуре славянских народов образы лягушек и жаб полны противоречий. С одной стороны, это символ воскресения и чистой души, с другой — воплощение греха, ненасытное наслаждение мирскими удовольствиями, зависть и жадность. Такое противоречие объясняется тем, что наша культура развивалась под влиянием как Запада, так и Востока, вобрав в себя полярные черты.
На Руси лягушкам всегда приписывались человеческие качества, о них придумывали пословицы и загадки:

Сидит Матрена на мокрёна,
Не говорит — еще терпима,
А как речь начнет,
Все досада возьмет.

В славянской культуре лягушек чаще соотносили не с человеком в общем, а конкретно с прекрасным полом. Из-за сходства лягушачьих лап с человеческими руками украинцы считали, что лягушка в прошлом была женщиной. Возможно, именно поэтому лягушка в народных представлениях связывалась с идеей деторождения. Здесь же следует упомянуть о примете, согласно которой приснившаяся жаба предвещает рождение девочки. Славянский образ лягушки можно проследить в сказке «Царевна-лягушка», где героиня-невеста на время наделяется обликом этого неприглядного животного. В разных вариантах сказки оборотничество героини объясняется тем, что её прокляла мать, заколдовал чародей Мухомор или Кащей. А окончательно она прощается со своим лягушачьим обликом, когда меняется ее статус: она становится женой Ивана-царевича. В сказке ярко выражены представления об особенностях такой смены: мол, прежде чем получить новые социовозрастные признаки, героиня — будущая жена или мать — должна побывать в шкуре животного.

Но, как и во всех сказках, героиню-лягушку обязательно ждет счастливый конец. В конце концов она избавляется от лягушечьей кожи и находит счастье со своим Царевичем.